Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Яркий концерт Владимира Федосеева с Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского, который состоится в этот четверг
«Сумбур вместо музыки»
По статьям, опубликованным в 1936 году в газете «Правда»,
и Постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года
28 апреля Государственный академический Большой симфонический оркестр имени
П. И. Чайковского и Владимир Федосеев представят в Большом зале Московской
консерватории проект «Сумбур вместо музыки», который призван показать слушателям
целый пласт нашей культуры, в условиях тоталитарного режима оказавшийся
«репрессированным искусством». В программу концерта вошли Концерт для фортепиано
с оркестром № 1, сюита из музыки к пьесе «Условно убитый», фрагменты из оперы «Леди
Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича, Марш из оперы
«Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Завод. Музыка машин» Александра
Мосолова, а также фрагменты из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» и балета
«Гаянэ» Арама Хачатуряна. В качестве солиста с оркестром выступит пианист Вадим
Руденко. Фрагменты статей, опубликованных в 1936 году в газете «Правда», и выдержки из
Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года прочитает лауреат премии «ТЭФИ»
Владимир Молчанов.
Название концерту дала печально известная статья, напечатанная 80 лет назад, 28 января
1936 года, в газете «Правда» и посвященная опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет
Мценского уезда». «Это музыка, умышленно сделанная “шиворот-навыворот”, — писал
анонимный автор “Правды”, — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную
музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной
музыкальной речью. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Это
игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо». Вскоре после «Сумбура» была
опубликована статья «Балетная фальшь», где уничтожающей критике подверглось еще одно
сочинение Шостаковича — балет «Светлый ручей». Опера «Леди Макбет», до того с успехом
шедшая на сценах Москвы и Ленинграда, была на несколько десятилетий снята с репертуара.
Многие другие сочинения автора ждала такая же судьба.
Тема «сумбура вместо музыки» не ограничивается 1936 годом. После того, как Пятая
симфония Шостаковича, впервые прозвучавшая в 1937 году, была официально признана
«ответом художника на заслуженную критику», казалось, беда миновала композитора.
В течение последующего — весьма плодотворного — десятилетия он получил Орден
Трудового Красного Знамени (1940), звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1942)
и Народного артиста РСФСР (1947), а также три Сталинские премии (1941, 1942, 1946),
прочно заняв позицию «советского композитора номер один». Однако в 1948 году
репрессивная мощь государственной машины обрушилась на Шостаковича снова, а многие из
обвинений 1936 года не только повторились, но и существенно усилились, приобретя
политический оттенок. Жертвой новой кампании стала практически вся композиторская элита
страны: Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Николай Мясковский, Гавриил Попов,
Виссарион Шебалин были ошельмованы на государственном уровне. 14 февраля 1948 года, по
Приказу №17 Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по
делам искусств при Совете Министров СССР было решено «запретить исполнение и снять
с репертуара» внушительный список произведений этих композиторов. И для всей
музыкальной общественности СССР 1848 год стал историческим поворотным пунктом —
«водоразделом», разграничившим историю на «до» и «после»…