• 28 апреля 2016, четверг
  • Москва, Большая Никитская ул., 13/6,

Большой зал Московской консерватории приглашает Бауманцев бесплатно!

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

2942 дня назад
28 апреля 2016 c 19:00 до 21:00
Москва
Большая Никитская ул., 13/6,

Яркий концерт Владимира Федосеева с Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского, который состоится в этот четверг

«Сумбур вместо музыки»

По статьям, опубликованным в 1936 году в газете «Правда»,

и Постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года

28 апреля Государственный академический Большой симфонический оркестр имени

П. И. Чайковского и Владимир Федосеев представят в Большом зале Московской

консерватории проект «Сумбур вместо музыки», который призван показать слушателям

целый пласт нашей культуры, в условиях тоталитарного режима оказавшийся

«репрессированным искусством». В программу концерта вошли Концерт для фортепиано

с оркестром № 1, сюита из музыки к пьесе «Условно убитый», фрагменты из оперы «Леди

Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича, Марш из оперы

«Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Завод. Музыка машин» Александра

Мосолова, а также фрагменты из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» и балета

«Гаянэ» Арама Хачатуряна. В качестве солиста с оркестром выступит пианист Вадим

Руденко. Фрагменты статей, опубликованных в 1936 году в газете «Правда», и выдержки из

Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года прочитает лауреат премии «ТЭФИ»

Владимир Молчанов.

 

Название концерту дала печально известная статья, напечатанная 80 лет назад, 28 января

1936 года, в газете «Правда» и посвященная опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет

Мценского уезда». «Это музыка, умышленно сделанная “шиворот-навыворот”, — писал

анонимный автор “Правды”, — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную

музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной

музыкальной речью. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Это

игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо». Вскоре после «Сумбура» была

опубликована статья «Балетная фальшь», где уничтожающей критике подверглось еще одно

сочинение Шостаковича — балет «Светлый ручей». Опера «Леди Макбет», до того с успехом

шедшая на сценах Москвы и Ленинграда, была на несколько десятилетий снята с репертуара.

Многие другие сочинения автора ждала такая же судьба.

 

Тема «сумбура вместо музыки» не ограничивается 1936 годом. После того, как Пятая

симфония Шостаковича, впервые прозвучавшая в 1937 году, была официально признана

«ответом художника на заслуженную критику», казалось, беда миновала композитора.

В течение последующего — весьма плодотворного — десятилетия он получил Орден

Трудового Красного Знамени (1940), звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1942)

и Народного артиста РСФСР (1947), а также три Сталинские премии (1941, 1942, 1946),

прочно заняв позицию «советского композитора номер один». Однако в 1948 году

репрессивная мощь государственной машины обрушилась на Шостаковича снова, а многие из

обвинений 1936 года не только повторились, но и существенно усилились, приобретя

политический оттенок. Жертвой новой кампании стала практически вся композиторская элита

страны: Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Николай Мясковский, Гавриил Попов,

Виссарион Шебалин были ошельмованы на государственном уровне. 14 февраля 1948 года, по

Приказу №17 Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по

делам искусств при Совете Министров СССР было решено «запретить исполнение и снять

с репертуара» внушительный список произведений этих композиторов. И для всей

музыкальной общественности СССР 1848 год стал историческим поворотным пунктом —

«водоразделом», разграничившим историю на «до» и «после»…

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше